Давайте знакомиться

Печать

Детский календарь

Автор: Super User. Posted in Инновационная деятельность

Детский календарь

«Знакомство с дидактическим пособием «Детский календарь»

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, как вы можете в содействии с нами развивать ребенка дома.

Семья и детский сад – две различные культурные среды, существенно отличные друг от друга, но каждая из которых самоценна. Вместе с тем, в контексте развития ребенка между ним нет кардинальных отличий. Вхождение ребенка в общечеловеческую культуру представляет собой глобальный процесс развития, который происходит в любом месте и в любое время, неважно, в семье, в детском саду или в любой другой культурной среде. Игра, чтение, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность не меняют своего содержания от того, где они осуществляются – в семье или в детском саду, а отличаются только формой.

Несмотря на ряд специфических отличий семьи и детского сада, содержание основных культурных практик в идеальной образовательной модели должно реализоваться ими совместно. Общеизвестно, что для родителей систематическое участие в развитии своего ребёнка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти для этого время, подобрать развивающее содержание, т.е. определить, чем и как надо заниматься с ребёнком, чтобы он получил своевременное развитие, потому что для маленьких детей не подходят школьные методы обучения.

Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3-х до 7-ми лет, сотрудники Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, С.Г. Доронов, Т.Н. Доронова, Е.Г. Хайлова разработали уникальное оригинальное пособие, которое называется «Детский календарь».

Жанр календаря для развивающего пособия был выбран не случайно. В первую очередь это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребёнка, который охотно будет выполнять простейшее действие, связанное с отрыванием страницы.

На каждой странице календаря даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. При этом, для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице.

Предлагаемое в календаре содержание для развития ребёнка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Вам не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации, которые даны для взрослых.

Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно привлекательными, потому что он получает возможность для проявления собственной активности: ежедневно отрывает страничку и участвует в новом и интересном деле. Листков в календаре – много! Значит, у малыша есть надежда на повторное ежедневное содержательное общение с родными и близкими и получение пусть очень скромных, но привлекательных для него вещей. При этом, авторы календаря предупреждают родителей о том, что предлагаемые задания, целью которых является развитие ребёнка, ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку.

Для совместной деятельности с ребёнком, кроме календаря, Вам понадобятся материалы для изодеятельности, которые должны быть в каждой семье, где есть ребёнок.

Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала.

Предлагаемые в календаре занятия рассчитаны на минимальную затрату сил и времени родителей и составляют ежедневно не более 5 минут.

Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.

Учитывая специфику материала, игра с правилами представлена только в виде игр на удачу (лото, домино и др.).

Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в издании в виде изготовления интересных для малыша поделок. Возможно, для взрослого они покажутся слишком простыми, но малыш трёх лет с ними не справиться без помощи родителей.

Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка осуществляется с помощью картинок и иллюстраций. Картинки представляются ребёнку в определенной системе. На слайде вы видите картинки, по которым малыш знакомится с изменениями в живой природе в разные времена года.

Следует отметить, что наиболее полно, в издании представлены продуктивная деятельность и художественная литература.

Чтобы прочитать книжку не придётся искать её в магазине или в библиотеке, достаточно оторвать лист календаря и сложить книжку. А затем прочитать её вместе с малышом.

Как же работать с «Детским календарем»?

  • Заинтересовать ребенка, предложить поиграть
  • Взять календарь, оторвать страничку и прочитать текст на «листочке календаря» с заданием
  • Предложить ребенку выполнить задание вместе
  • Дать ребёнку проявить активность, сохранять стремление действовать самостоятельно
  • Хвалить на протяжении всего времени выполнения задания
  • Обыграть поделку вместе с ребёнком
  • Предложить ребёнку отнести сделанную поделку в детский сад, показать и рассказать воспитателям о том, что делали дома.

Старайтесь выполнить задания ежедневно, не пропускайте и не делайте несколько заданий за один раз!

Пример выполнения задания из календаря

  1. Взять календарь, оторвать страничку
  2. Вырезать и наклеить, готовые детали как показано на рисунке
  3. Обыграть поделку вместе с ребенком.

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. В общих чертах, подобное «расширенное» комплексно-тематическое планирование можно представить следующим образом. Например, предложенная в «Детском календаре» поделка из бумаги получает «вторую жизнь» в детском саду, герои прочитанных в семье сказок «неожиданно» появляются в совместной деятельности воспитателя с детьми и т.п. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок работ детей и родителей».

Поэтому, родителям очень важно понимать, что основная цель использования «Детского календаря» заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на семью. Основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

Надеемся, что вы сможете правильно оценить такой подход к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением, основанный на открытости совместных действий.

Общеизвестно, что в дошкольном детстве для детей каждого возраста существует своё особое образовательное содержание, наиболее для него сенситивное. Поэтому «Детский календарь» будет постепенно разрабатываться для детей от 3-х до 7-ми лет.

Успехов вам в развитии детей!

Экспериментальная площадка

В декабре 2012 года на базе нашего учреждения была открыта федеральная экспериментальная площадка по теме: «Коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия социальных институтов в социализации дошкольников».

Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляется:

  1. Руководитель экспериментальной площадки от образовательного учреждения Ремезова Лариса Асхатовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии факультета специального образования ФГБОУ ВПО ПГСГА;
  2. Руководитель экспериментальной площадки от ФГАУ «ФИРО» Доронова Татьяна Николаевна, к.п.н., заведующий отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Педагоги Детского сада изучили большой объём научной литературы по проблеме эксперимента, оценили возможности дошкольного учреждения в реализации эксперимента с помощью модифицированного диагностического инструментария. За время эксперимента Детский сад неоднократно становился участником научно-методических семинаров различного уровня по теме эксперимента

Для реализации темы эксперимента потребовалось внедрение в образовательный процесс учреждения современных информационно-коммуникативных технологий. И только благодаря нашему учредителю — открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», было приобретено современное оборудование, что способствовало созданию информационного пространства нашего учреждения.


Промежуточный отчет экспериментальной площадки — негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 119 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» за отчетный период 2013-2014 год

Открыть документ


Стажировочная площадка