Давайте знакомиться

Печать

Узнай своего ребёнка: Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания

Автор: Super User. Posted in Группа Солнышко

Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие для решения своих проблем, но многие родители, низко оценивая подобные методы воспитания, все же их используют, не зная, каковы альтернативные способы урегулирования ситуации. Доказано, что телесные наказания со стороны родителей являются причиной заниженной самооценки и депрессии не только в детстве, но и во взрослом возрасте.

Так как же себя вести с непослушным ребенком?

  1. Сохраняйте спокойствие
    Если ваши нервы на пределе, не предпринимайте никаких действий и постарайтесь успокоиться. Часто причиной срыва является целый ряд стрессовых факторов. Постарайтесь отстраниться от ситуации и посчитать до десяти. Как только вы обретете самообладание, выход из ситуации станет очевидным.
  2. Найдите время для себя Если вы посвятите какое-то время чтению, прогулке, упражнениям, молитве или вашему хобби, вы будете вести себя более спокойно и выдержанно со своим ребенком.
  3. Будьте доброжелательными, но требовательными
    Если ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести себя должным образом, лучше воздержаться от телесных наказаний, привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.
  4. Давайте ребенку возможность выбора
    Если ребенок не слушается, опишите ему, какие меры вы готовы предпринять в ответ на плохое поведение с его стороны, дайте ему возможность самостоятельно выбрать между послушанием и возможным наказанием.
  5. Пусть ребенок столкнется с последствиями своих действий
    Если ребенок совершил проступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия, а не испытывать страх перед наказанием.
  6. Давайте ребенку возможность достичь договоренности с вами
    Если ваш ребенок нарушил договоренность, существующую между вами, следует обсудить с ним его поведение и ваши чувства в связи с этим, и постараться вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово впредь не поступать подобным образом, предложив ему возможность компенсировать подобный проступок конкретными положительными действиями.
  7. Не вступайте в конфликт
    Если ребенок пререкается, лучше не продолжать разговор в таком тоне. Спокойно скажите, что будете готовы поговорить с ребенком, как только он будет готов вести себя более уважительно.
  8. Будьте доброжелательны, но тверды в своих требованиях
    Вместо того чтобы ударить ребенка, когда он делает что-то, чего делать не должен, возьмите его на руки, отнесите в другую комнату и предложите заняться чем-нибудь другим. Иногда вам потребуется проделать это несколько раз.
  9. Заранее предупредите ребенка о своих намерениях
    Заранее предупредите ребенка о своем намерении прервать какие-либо его занятия. Тогда он сможет довести до конца начатое дело, и спокойно подчинится вашему требованию. Так вы избежите вспышек гнева, которые часто являются проявлением бессилия и следствием отсутствия у ребенка своевременной информации.

Проявления агрессии способствуют увеличению уровня насилия в обществе. Телесные наказания детей являются одной из форм агрессии, так как они негативно отражаются на уровне самооценки ребенка, уменьшая его настрой на конструктивное взаимодействие, вызывая протест. Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию.

По материалам Кэтлин Кволз, президента Международной Ассоциации по делам воспитания и образования

Печать

Консультации: группа «Подсолнушек»

Автор: Super User. Posted in Группа Солнышко

Консультации

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возрастные особенности ребенка 4-5 лет

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения, постарайтесь сформулировать мысль как можно лаконичнее. Для четырехлетнего ребенка иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте валена не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок именно около четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры» и события. Именно в этом возрасте читайте и рассказывайте детям волшебные сказки.

Не спешите показывать иллюстрации, пусть каждый представит себе героя по-своему. Пусть работает воображение детей.

Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и программ (мультфильмов, спектаклей), поэтому они постоянно меняются.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. Читайте детям сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои, их поступки.

Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечивайте их разнообразными длинными юбками, шалями, шляпками, перчатками, веерами, бусами и браслетами, а также плащами, накидками, игрушечным оружием и другими предметами для игр в волшебный мир. Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют. Оставляйте время для таких занятий и давайте детям возможность слушать высокохудожественную музыку в аудиозаписи. В своих ролевых играх дети любят строить для себя дом. Обеспечивайте в доме возможность, используя мебель и ткани, создавать дома, укрытия, «пещерки» для игр детей.

Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.

Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п.

Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности, так и для самостоятельной организации детьми совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Заметно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с наблюдением и экспериментированием.

Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве — столице России, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, он — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно.

В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. К этому возрасту применима фраза А. С. Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь...» На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь.

Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость.

Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.

Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок. Возникает ролевой диалог.

К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают взрослые.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

Дети обожают путешествия и приключения. Совершайте прогулки за пределы детского сада. В теплое время года устраивайте маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь их обитателей.

Расширяйте представления детей о труде взрослых, проводя экскурсии и организуя общение с представителями разных профессий.

Создавая условия для радостного проживания детства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулку в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т. п.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера ребенка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте каждого ребенка независимо от его проявлений. Оценивайте поступок, а не личность в целом.