Советы учителя-дефектолога

Телевизор и ребёнок

Был такой замечательный врач, английский детский психиатр со сказочным именем Дональд Вудс Винникотт (1896 – 1971). В его книгах «Маленькие дети и их матери», «Разговор с родителями» есть мысли, которые хотелось бы озвучить: «Есть потребности очень тонкой природы, которые могут быть удовлетворены только при человеческом контакте.

Ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце матери. В течение первых дней и недель жизни ребенка нужно обнимать не только руками, но и мысленно. Ребенок нуждается в том, чтобы о нем не переставая, думали, размышляли, сосредотачивали на нем все свое внимание.

Ребенку необходимы запахи матери и отца; звуки, которые обозначают живое; краски, движение. Эти потребности свидетельствуют, что маленькие дети подвержены чувству тревоги, которую нам трудно вообразить. Ребенка не следует предоставлять самому себе, когда он еще слишком неразвит и не способен отвечать за собственную жизнь».

Тем более нельзя предоставлять ребенка «толпе чужих людей», без спроса врывающихся в ваш дом с экрана телевизора. Для малыша всё увиденное – реальность, запечатлевающаяся в подсознании!

Возраст с первых месяцев жизни до сем лет – это решающий этап в судьбе ребенка, когда формируются эмоции, чувство любви и привязанности к родным, уверенность в себе, оптимизм. Эмоциональное восприятие жизни, возникающее в этот период, остаётся в нашем подсознании навсегда. От нас зависит, будет ли душа малыша в этот ключевой отрезок жизни испытывать чувство теплоты и безопасности или же в его подсознание навеки впечатаются образы телеэкрана.

Далеко не безразлична для детского организма длительность просмотра телевизионных передач. Наблюдения показывают:

  • После 60 минут непрерывного сидения у телевизора у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения.
  • Телевизор является наиболее частой причиной головной боли у детей.
  • Телевизор влияет на центральную нервную систему, что может привести к чрезмерному возбуждению ребенка. Особенное влияние имеют рекламные ролики.
  • Дети до 7 лет после вечернего просмотра телепередач плохо засыпают, часто вскакивают ночью, кричат, им снятся кошмары. Парадокс детской психики состоит в том, что страхи, которые возникают у них от просмотра телепередач, не уменьшают, а даже усиливают неудержимую тягу к телевизору.
  • Телевизор, отнимая время у подвижных игр, создает совершенно губительную для детского возраста гиподинамию, которая вызывает нарушение функций сердечно-сосудистой системы, кишечника (застой крови в органах малого таза), слабость мышц, нарушение осанки, ожирение.
  • Системный длительный просмотр телевизора подавляет сознание и волю. Постоянное многочасовое созерцание телепередач ухудшает память. Тускнеет воображение, глохнут чувства, воля и мысль. Язык упрощается.
  • У детей, предрасположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками телеэкрана может вызвать судорожный приступ.

Правила просмотра телевизора ребенком

  • Детям младше двух лет смотреть телевизор не рекомендуется. Для детей старше 2 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30 мин. в день. Детям от 3 до 7 лет рекомендуется смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 – не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка не должна превышать 1,5 часов).
  • Телевизор смотреть нужно только в положении сидя. Лучше, если это будет удобный стульчик со спинкой или кресло.
  • В вечернее время – с дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате неблагоприятно влияет на зрительную систему и приводит к быстрому утомлению глаз.
  • Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.
  • Тип телевизора (обычный или «плоский» экран, плазменный телевизор или жидкокристаллическая панель) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. Основным вредным фактором для глаз при просмотре телевизора является длительная зрительная нагрузка.
  • Советы

    Не позволяйте телевизору быть хозяином в доме. Ум и душа ребенка должны трудиться, мышцы – работать, руки – уметь что-то делать. Подвижные игры на воздухе, парк, лес, речка, пруд, походы и экскурсии, лыжные прогулки зимой, катание на санках, велосипед летом. Музыкальная ритмика, плавательный бассейн, музеи, театры, концертные залы.

    Неплохо бы вспомнить традицию семейного чтения вслух. Ведь просмотр даже хорошей телепередачи – это процесс механический, очень поверхностный, в котором участвуют только зрение и слух. Воображение, память, мышление не включаются из-за стремительности телевизионного потока. Поэтому, «сломался», допустим, у вас телевизор, погоревали вместе, а потом говорите: ну что же поделаешь, давай теперь почитаем! Даже удивительно, насколько дети любят слушать. А ведь есть ещё необъятный мир поэзии и необъятный мир классической музыки! Классическая литература, поэзия, живопись и музыка будят мысль и эстетическое чувство, развивают ум и воображение, делают жизнь более интересной, полнокровной и осмысленной.

    Можно сколько угодно говорить о вреде и пользе телевидения в воспитании подрастающего поколения, но избежать его воздействия невозможно. Легче превратить потенциальный вред во благо. Выбирайте для совместного просмотра добрые мультфильмы и развивающие передачи («Как козлёнок землю держал», «Уроки тётушки совы», мультипликационные экранизации сказок, мультфильмы по сказкам Сутеева и т.д.) Смотрите вместе с ребёнком, тогда вы сможете увидеть, какие эмоции вызывает увиденное у ребёнка, вовремя разъяснить и пояснить настроение героев, его поступки, вы сможете разделить с малышом его переживания и радость!

    Вернуться в кабинет учителя-дефектолога

    Печать