Охрана здоровья воспитанников
Охрана здоровья воспитанников
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.
Современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией.
Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации-ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь к увеличению роста и повышению веса тела.
На этом фоне внутренние органы отстают в своем развитии, поэтому возникают различные заболевания или отклонения.
Медицинские работники не в состоянии решить эту проблему без помощи педагогов и семьи.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс нашего детского сада. Все существующие здоровьесберегающие технологии можно объединить в три группы:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Коррекционно-развивающие технологий.
Для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий в детском саду было создано соответствующее здоровьесберегающее пространство.
Анализ возможностей детского сада и учреждений оздоровительной и спортивной направленности микрорайона показал, что в микрорайоне, где расположен детский сад выбор секций и кружков спортивной направленности ограничен.
В основном это секции художественной гимнастики, боевых искусств и студии спортивного танца для детей более старшего возраста.
В микрорайоне имеется лишь один оборудованный каток, нет бассейнов.
Воспитанники Детского сада № 119 в силу своих возрастных особенностей не могут посещать такие секции, кружки и студии.
Основной идеей стало создание здоровьесберегающего пространства внутри детского сада и привлечение социокультурных институтов города с целью расширения возможностей и предложений услуг оздоровительной направленности для детей, посещающих детский сад.
Условия дошкольного учреждения позволили организовать следующие зоны:
- Зона двигательной активности — спортивный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием, коррекционными дорожками, массажными ковриками;
- Зона коррекции и профилактики плоскостопия и нарушений осанки с использованием компьютерной программы «Статус» — технологии функционального биоуправления по электромиографическим показателям
- Зона повышения выносливости к физическим нагрузкам и общей тренированности организма, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создание условий для удовлетворения их естественной потребности в движении и дозирования физической нагрузки с учётом состояния здоровья и функциональных возможностей организма ребёнка — тренажерный зал
- Зона охраны и коррекции зрения; офтальмологический кабинет
- Зона правильного дыхания, где воспитанники, родители и педагоги обучаются приемам правильного дыхания по методике Стрельниковой;
- Зона сопровождения семьи — родительский клуб «Здоровая семья». Здесь по запросам родителей проводим консультации, встречи, беседы, помогающие организовать здоровьесберегающее пространство дома и овладеть рядом технологий. С большим успехом проходят совместные спортивные праздники.
- Зона гидромассажа и закаливания, где оборудована акватермальная дорожка, представляющая собой три последовательно размещенных резервуара с водой — ванночки, автоматически наполняющиеся теплой и холодной водой при помощи форсунок. Кнопка управления контролирует время подачи воды, включение гидромассажных форсунок, режим дезинфекции.
Контрастные ванночки, из которых состоит дорожка, применяются в качестве оздоравливающей, рефлексостимулирующей терапии.
Регулярное применение этой процедуры укрепляет защитные силы организма против возбудителей болезней, стимулирует кровообращение и улучшает кровоснабжение.
Здоровьесберегающие педагогические технологии широко используются нами для развития у детей природных способностей ребенка: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Реализовать эти задачи нам помогают арт-терапевтические технологии: изо-терапия, визуальная терапия, медитативное рисование.
Эти технологии в работе мы используем недавно, но смогли убедиться в их эффективности. Сегодня вашему вниманию было представлен фрагмент занятия по арт-терапии.
В результате целенаправленной работы по созданию здоровье сберегающей среды снизился уровень заболеваемости наших воспитанников, дети с большим удовольствием посещают занятия физической культурой, стали чаще делиться своими впечатлениями и знаниями с родителями, они стали более общительными.
Немаловажным результатом привлечения родителей в качестве партнеров стала доброжелательность в адрес педагогов и готовность к проживанию с ребенком событий детского сада.