Телевизор и ребёнок

Телевизор и ребёнок

Был такой замечательный врач, английский детский психиатр со сказочным именем Дональд Вудс Винникотт (1896 — 1971). В его книгах «Маленькие дети и их матери», «Разговор с родителями» есть мысли, которые хотелось бы озвучить: «Есть потребности очень тонкой природы, которые могут быть удовлетворены только при человеческом контакте.

Ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце матери. В течение первых дней и недель жизни ребенка нужно обнимать не только руками, но и мысленно. Ребенок нуждается в том, чтобы о нем не переставая, думали, размышляли, сосредотачивали на нем все свое внимание.

Ребенку необходимы запахи матери и отца; звуки, которые обозначают живое; краски, движение. Эти потребности свидетельствуют, что маленькие дети подвержены чувству тревоги, которую нам трудно вообразить. Ребенка не следует предоставлять самому себе, когда он еще слишком неразвит и не способен отвечать за собственную жизнь».

Тем более нельзя предоставлять ребенка «толпе чужих людей», без спроса врывающихся в ваш дом с экрана телевизора. Для малыша всё увиденное — реальность, запечатлевающаяся в подсознании!

Возраст с первых месяцев жизни до сем лет — это решающий этап в судьбе ребенка, когда формируются эмоции, чувство любви и привязанности к родным, уверенность в себе, оптимизм. Эмоциональное восприятие жизни, возникающее в этот период, остаётся в нашем подсознании навсегда. От нас зависит, будет ли душа малыша в этот ключевой отрезок жизни испытывать чувство теплоты и безопасности или же в его подсознание навеки впечатаются образы телеэкрана.

Далеко не безразлична для детского организма длительность просмотра телевизионных передач. Наблюдения показывают:

  • После 60 минут непрерывного сидения у телевизора у детей наступает заметное ухудшение остроты зрения.
  • Телевизор является наиболее частой причиной головной боли у детей.
  • Телевизор влияет на центральную нервную систему, что может привести к чрезмерному возбуждению ребенка. Особенное влияние имеют рекламные ролики.
  • Дети до 7 лет после вечернего просмотра телепередач плохо засыпают, часто вскакивают ночью, кричат, им снятся кошмары. Парадокс детской психики состоит в том, что страхи, которые возникают у них от просмотра телепередач, не уменьшают, а даже усиливают неудержимую тягу к телевизору.
  • Телевизор, отнимая время у подвижных игр, создает совершенно губительную для детского возраста гиподинамию, которая вызывает нарушение функций сердечно-сосудистой системы, кишечника (застой крови в органах малого таза), слабость мышц, нарушение осанки, ожирение.
  • Системный длительный просмотр телевизора подавляет сознание и волю. Постоянное многочасовое созерцание телепередач ухудшает память. Тускнеет воображение, глохнут чувства, воля и мысль. Язык упрощается.
  • У детей, предрасположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками телеэкрана может вызвать судорожный приступ.

Правила просмотра телевизора ребенком

  • Детям младше двух лет смотреть телевизор не рекомендуется. Для детей старше 2 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30 мин. в день. Детям от 3 до 7 лет рекомендуется смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка не должна превышать 1,5 часов).
  • Телевизор смотреть нужно только в положении сидя. Лучше, если это будет удобный стульчик со спинкой или кресло.
  • В вечернее время — с дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате неблагоприятно влияет на зрительную систему и приводит к быстрому утомлению глаз.
  • Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.
  • Тип телевизора (обычный или «плоский» экран, плазменный телевизор или жидкокристаллическая панель) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. Основным вредным фактором для глаз при просмотре телевизора является длительная зрительная нагрузка.

Не позволяйте телевизору быть хозяином в доме. Ум и душа ребенка должны трудиться, мышцы — работать, руки — уметь что-то делать. Подвижные игры на воздухе, парк, лес, речка, пруд, походы и экскурсии, лыжные прогулки зимой, катание на санках, велосипед летом. Музыкальная ритмика, плавательный бассейн, музеи, театры, концертные залы.

Не позволяйте телевизору быть хозяином в доме. Ум и душа ребенка должны трудиться, мышцы – работать, руки – уметь что-то делать. Подвижные игры на воздухе, парк, лес, речка, пруд, походы и экскурсии, лыжные прогулки зимой, катание на санках, велосипед летом. Музыкальная ритмика, плавательный бассейн, музеи, театры, концертные залы.

Неплохо бы вспомнить традицию семейного чтения вслух. Ведь просмотр даже хорошей телепередачи – это процесс механический, очень поверхностный, в котором участвуют только зрение и слух. Воображение, память, мышление не включаются из-за стремительности телевизионного потока. Поэтому, «сломался», допустим, у вас телевизор, погоревали вместе, а потом говорите: ну что же поделаешь, давай теперь почитаем! Даже удивительно, насколько дети любят слушать. А ведь есть ещё необъятный мир поэзии и необъятный мир классической музыки! Классическая литература, поэзия, живопись и музыка будят мысль и эстетическое чувство, развивают ум и воображение, делают жизнь более интересной, полнокровной и осмысленной.

Можно сколько угодно говорить о вреде и пользе телевидения в воспитании подрастающего поколения, но избежать его воздействия невозможно. Легче превратить потенциальный вред во благо. Выбирайте для совместного просмотра добрые мультфильмы и развивающие передачи («Как козлёнок землю держал», «Уроки тётушки совы», мультипликационные экранизации сказок, мультфильмы по сказкам Сутеева и т.д.) Смотрите вместе с ребёнком, тогда вы сможете увидеть, какие эмоции вызывает увиденное у ребёнка, вовремя разъяснить и пояснить настроение героев, его поступки, вы сможете разделить с малышом его переживания и радость!